Особенности при печати заготовок для стаканов

Разнотон

Разнотоном в полиграфии называют отклонение цвета в одном тираже. То есть, если заказчик принес какую-то цветопробу или образец цвета, а типография в этот цвет не попала, - этот случай не «разнотон», а непопадание в цвет. А вот если в тираже один и тот же задуманный дизайнером цвет встречается в отличных от «номинала» вариантах - это и есть разнотон.

В современных полиграфических стандартах описаны денситометрические плотности, придерживаться которых печатник обязан, если он профессионал. Следует сказать, что не только параметры оптической плотности влияют на итоговый цвет, но нам вполне достаточно рассмотреть именно их.

Для каждой краски и каждого картона установлена зона значений плотностей, в которую необходимо печатнику попасть. Например, при печати на мелованной глянцевой бумаге для Magenta - это 1,40±0,1. То есть печатнику предоставляется возможность при приладке попасть в эту «вилку», а вариации по плотности уже внутри одного тиража допустимы в пределах ±0,05. Что это значит?

Что будет, если печатник на первой части тиража выдержит для Magenta плотность 1,35, на второй - 1,40, а на третьей - 1,45? Более того, такие разные значения могут встретиться на разных частях одного и того же листа! Что произойдет, если в этом спуске для остальных трех красок будут выдержаны также разные (но попадающие в допуски) плотности? Произойдет то, что мы увидим три немного разных цвета в таких плашках. Например, темно-синяя плашка может уходить в фиолет, зеленая в бирюзовый оттенок и т.д. При этом к печатнику не предъявить никаких претензий, поскольку он полностью попал в нормы. Эти «три разных цвета» не будут сильно отличны друг от друга, но человек с хорошим цветовым зрением отличия заметит, тем более при склейке стакана, где на боковом шве встречаются два разных кусочка этой плашки. То есть, разнотон фактически запрограммирован принципиальным несовершенством полиграфической технологии.

Многие из характеристик печати (регламентных значений которых и добивается печатник при приладке) неизбежно отклоняются от нормали в процессе печати тиража. Осуществить приладку и по окончании её жестко зафиксировать важнейшие параметры, влияющие на цвет, практически невозможно, у каждой печатной машины есть свои допуски.

Конструкторская мысль в полиграфическом машиностроении бьется над задачей свести к минимуму все потенциальные причины разнотона, но на 100% эта задача до сих пор не решена даже в самой новейшей полиграфической технике (речь о классической офсетной печати с увлажнением). В качестве причин происходящего выступает немалое количество факторов, среди которых мы рассмотрели только один. Но к этим факторам смело можно добавить ещё очень многое - начиная от растискивания в каждой секции печатной машины и заканчивая микроклиматом в печатном цехе. Картон «дышит», и даже в одной паллете различные листы могут отличаться размерами в зависимости от влажности в том или ином месте цеха.

Итак, мы объяснили, что разнотон практически неизбежен, а тот разнотон, что лежит в пределах норм, называется приемлемым. Самая сложная задача при оценке дизайна стакана и разнотона в нем — выяснить уровень его приемлемости.

Абсолютно полностью избежать разнотона нельзя, но можно (понимая его причины), таким образом смакетировать свой дизайн, чтобы минимизировать несовершенство полиграфической технологии.

В связи с этим несколько практических советов:

1. Постарайтесь не раскрашивать раскладки цветными плашками-фонами или градиентами, размещаемыми на всю раскладку.

2. Если всё же не удаётся избежать такого размещения, то используйте пантоны для плашки. По ним тоже возможен разнотон, но в гораздо меньших диапазонах.

3. Не обращайте внимания на небольшой разнотон на шве стакана, все-таки «лицо» у стакана с обратной стороны шва, а сам стакан – вещь одноразовая: выпил и выкинул.

Чем печатный дизайн отличается от экранного

Для экрана используется цветовая модель RGB, для печати — CMYK. Как и в случае с RGB, это аббревиатура из названий используемых цветов — Cyan (голубой), Magenta (пурпурный), Yellow (желтый) и Key color (или же BlacK, черный). Эта модель — прямая противоположность RGB, со скидкой на неидеальность краски.

В теории, как R+G+B дают белый, C+M+Y («триада») должны давать черный цвет. Практика теории не всегда соответствует, и при печати из этих трех цветов обычно получается грязно-коричнево-серый. Поэтому был введен четвертый цвет — черный. Но все равно у этой цветовой модели остается крупный недостаток — с ее помощью невозможно воспроизвести некоторые цвета, которые хорошо живут на экране — глубокие, насыщенные и всякие ядовито-кислотные (особенно это касается пищевых красок на базе растительных масел).

На бумаге гораздо труднее проконтролировать цвет. То есть, если в экранном дизайне все зависит в основном от качества и калибровки монитора, на котором этот дизайн просматривается, то в полиграфии факторов, влияющих на цвет, гораздо больше. Это и монитор, и выбранный цветовой профиль и его соответствие профилю печатной машины в типографии, вид и качество бумаги, освещение, микроклимат в цехе и пр.

В отличие от экрана, бумага не излучает свет, а только отражает его - из-за этой особенности и была введена модель CMYK. Поэтому восприятие картинки очень сильно зависит от освещения и использованного картона, и обычно отпечатанные дизайны выглядят менее контрастными и яркими, чем на экране.

Еще один нюанс — восприятие масштаба на мониторе и на бумаге несколько отличается. То, что на мониторе выглядит вполне нормально, на отпечатанном материале может оказаться слишком большим или, наоборот, маленьким, потому что стакан - объемный. Поэтому, если вы в чем-то не уверены  -  напечатайте это на обычном листе А4 на домашнем принтере, сверните в стаканчик и посмотрите. Это хорошо помогает.

Выбор картона для печати своих стаканов

Как было сказано выше, бывает сильная разница при печати по различным типам картона: мелованный глянцевый (например, лицевая сторона Кромопака), слабомелованный матовый (оборот Кромопака) и немелованный (Капформа Натура). В первом случае краска впитывается в мелованный слой, во втором и третьем – проваливается в «рыхлую» поверхность картона и может измениться оттенок цвета, тем более, что Капформа имеет слегка желтоватую поверхность. Если у вас высокие требования к цвету, то рекомендуем выбирать печать по мелованному глянцевому картону (и, соответственно, заказывать двухслойные глянцевые стаканы), и ни в коем случае не выбирать однослойные стаканы (печать по Капформа Натура).

Итоговое правило подготовки своих дизайнов:

Внимательно прочитайте про особенности офсетной печати, которые указаны в приложении к нашему договору.

После этого проверьте все еще раз. И еще два раза. И после того, как макет отправлен нам для раскладки и от нас вам на согласование - еще раз.

До момента печати у вас есть некоторое время, когда можно что-то исправить.

И постарайтесь не спешить. Тираж – это дорогое удовольствие.